Подписывайтесь на мой авторский
теlegram-канал "Защита бизнеса"
Close
Close
Здравствуйте! Вы можете связаться со мной в одном из мессенджеров.
Telegram
WhatsApp

Как провести инвентаризацию?

Инвентаризация - это проверка наличия имущества организации и сопоставление этих сведений с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация часто проводится с целью выявления фактов хищения на предприятии. Именно результат данной процедуры будет являться основным доказательством при привлечении работника к ответственности и взыскании с него причиненного ущерба.

Порядок проведения инвентаризации закреплен в Методических указаниях, утвержденных Приказом Минфина от 13.06.95 № 49.

Нарушение порядка проведения инвентаризации может являться основанием для признания недействительными её результатов, что в свою очередь может привести к отказу в удовлетворении исковых требований работодателя о взыскании причиненного ущерба.

В связи с вышеизложенным предлагаю ознакомиться с общими правилами проведения инвентаризации.

Правила проведения инвентаризации

При проведении инвентаризации компании нужно учитывать общие правила, применимые к процедуре:

1) Перед проведением инвентаризации руководитель организации выносит приказ о создании инвентаризационной комиссии и определяет её состав. В комиссию могут входить как сотрудники организации (бухгалтер, экономист и т.д.), так и представители независимых аудиторских компаний.

2) До начала инвентаризации комиссия должна получить актуальные сведения о движении материально-товарных ценностей и денежных средств (приходные и расходные документы, отчеты и т.д.). Указанная документация визируется председателем инвентаризационной комиссии.

3) Перед проведением инвентаризации от материально ответственного работника необходимо получить расписку о том, что он сдал все документы и ценности к началу инвентаризации.

4) Проверка наличия у работника материально-товарных ценностей и денежных средств должна проводиться с участием данного работника.

5) Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

6) Данные о наличии у работника материально-товарных ценностей отражаются в инвентаризационной описи, которая должна быть составлена в двух экземплярах. Один экземпляр выдается работнику, а второй остается в организации.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

7) Инвентаризационная опись должна быть подписана всеми членами инвентаризационной комиссии и работником, у которого проводилась инвентаризация.

8) По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации.

9) Если в ходе инвентаризации выявлено отклонение от учетных данных, то в бухгалтерии составляется сличительная ведомость.

В ведомости указываются конкретные расхождения между информацией бухгалтерского учета и сведениями, содержащимися в инвентаризационной описи.

Недействительность итогов инвентаризации

Отступление от правил проведения инвентаризации влечёт невозможность с достоверностью установить факт наступления ущерба у работодателя, определить, кто именно виноват в возникновении ущерба и каков размер ущерба, имеется ли вина работника в причинении ущерба.

Указанная правовая позиция неоднократно находила свое отражение в актах высших судебных инстанций (Определение СКГД ВС РФ от 26.04.2021 № 2-КГ21-4-КЗ, Определение СКГД ВС РФ от 04.02.2019 № 58-КГ18-29, Определение СКГД ВС РФ от 04.03.2019 № 18-КГ-251, Определение СКГД ВС РФ от 20.08.2018 № 5-КГ18-161).

Таким образом, нарушение правил проведения инвентаризации может негативно отразиться на судебной перспективе дела о взыскании причиненного организации ущерба.

Вышеизложенное свидетельствует о важности соблюдения правил проведения инвентаризации, которая должна проводиться в строгом соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Андрей Стуколов
адвокат по уголовным делам
и уголовно-правовой защите бизнеса
Дата публикации 04 декабря/ 2021
Указанная статья носит информационный характер и не является консультацией специалиста
Изложенные в статье сведения актуальны на момент публикации
Копирование допускается только с согласия автора

Есть вопросы по инвентаризации и
взысканию ущерба с работника?
Оставьте заявку и мы перезвоним Вам
Мы работаем онлайн по всей России

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Рекомендуем прочитать:

Про схемы, профилактику и выявление корпоративного мошенничества

Порядок действия работодателя при выявлении недостачи

Об инвентаризации, гражданской и уголовной ответственности работника

Деятельность генерального директора компании сопряжена со множеством уголовно-правовых рисков, которые возникают из экономических, трудовых, налоговых и других правоотношений. В этой статье поговорим об уголовной ответственности директора.

Детальный разбор кейса по защите интересов бывшего директора от исковых требований компании о взыскании ущерба

По всем вопросам Вы можете связаться с адвокатом
любым удобным способом


Телефон: 8 (812) 992 42 08
E-mail: a-stukolov@mail.ru

Соцсети: Facebook | ВКонтакте |

Made on
Tilda