Информация давно стала товаром, причём, особо ценным. Её защита в современных реалиях требует особого подхода. Особенно если она касается сведений, принадлежащих субъектам предпринимательской деятельности, так как в данном случае речь может идти о существенной прибыли. Именно поэтому режим коммерческой тайны играет важную роль в современной правовой системе.
Разглашение коммерческой тайны не допускается. Но для её полноценной охраны требуется установить особый режим, чтобы каждый отдельный пользователь понимал, какая именно информация подлежит защите, какие последствия имеются за распространение подобных данных и что именно является нарушением установленного режима.
Что такое коммерческая тайна? Под коммерческой тайной понимается специальный режим, который предусматривает некоторую секретность и защищённость информации.
С помощью данного режима владелец сведений увеличивает собственные доходы и сокращает расходы, которые связаны с использованием данных, подлежащих защите.
К информации, которая будет относиться к коммерческой тайне, относят любые данные, которые имеют определённую ценность в связи с тем, что неизвестны иным гражданам и организациям. Это может быть информация, важная для производства или оказания определённых услуг, технические данные, научные сведения и прочее.
Что относится к коммерческой тайне
Информация, составляющая коммерческую тайну, определяется её владельцем (статья 4 Закона "О коммерческой тайне"). То есть обладатель информации самостоятельно определяет, что должно охраняться от иных претендентов, а что может находиться в свободном доступе.
Чаще всего к коммерческой тайне относят:
● данные, связанные с производственным процессом;
● научные сведения;
● экономические вопросы;
● организационная информация
Закрытого перечня данных ФЗ "О коммерческой тайне" не даёт, наделяя собственников правом самостоятельно определять такой список.
Однако, статьей 5 5 ФЗ-98 определяется перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной:
● сведения из учредительных документов юридических лиц, а также из документов, которые подтверждают факт внесения субъектов предпринимательской деятельности в соответствующие государственные реестры;
● сведения из документации, предоставляющей право осуществлять предпринимательскую деятельность;
● данные об имуществе государственных организаций, а также об использовании ими средств из бюджета;
● об окружающей среде, например, о её загрязнении, а также о проводимых организациями санитарных мероприятиях, соответствии деятельности противопожарным нормам, безопасности граждан и т. д.;
● о количестве и составе сотрудников, о наличии свободных рабочих мест, об условиях труда, будь то травматизм, используемая система оплаты труда и прочее;
● о наличии у организации долгов перед работниками;
● о нарушениях предпринимателем законодательства и привлечении его к ответственности;
● об условиях конкурсов или аукционов по приватизации государственной либо муниципальной собственности;
● о доходах и расходах некоммерческих организациях , об их имуществе, количестве работников, условиях оплаты их труда, использовании безвозмездного труда;
● о лицах, которые могут действовать от имени фирмы без доверенности.
Если иными правовыми актами установлены сведения, которые должны быть раскрыты перед органами государственной власти, гражданами и иными лицами, то подобная информация не может относиться к коммерческой тайне.
Для чего нужно вводить режим коммерческой тайны Режим коммерческой тайны позволяет сохранить информацию в секретности. Это необходимо для того, чтобы увеличить прибыль субъекта предпринимательской деятельности.
Например, к такой тайне относится технической процесс, который используется при производстве товаров. Использование именно этого процесса позволяет фирме уменьшить конечную стоимость продукции, что даёт ей конкурентное преимущество.
Разглашение сведений может привести к тому, что другие фирмы также начнут применять такие методы. Это приведет к потере преимущества и, соответственно, уменьшению прибыли.
Как ввести режим коммерческой тайны? Невозможно сохранить информацию в тайне от сотрудников, которые непосредственно с ней работают. Работники будут прямо взаимодействовать с данными. Они являются специалистами в конкретной области и умеют такие сведения применять. То есть теоретически могут распространить сведения, например, передать их конкурентам.
Для предотвращения таких ситуаций (или, как минимум, для максимального снижения рисков), вводится режим коммерческой тайны. Для этого в организации нужно предпринять следующие действия:
● Разработать положение о коммерческой тайне. В документе необходимо указать перечень данных, которые являются охраняемыми, порядок их учета, хранения и использования, а также ответственность за их разглашение;
● Ознакомить всех сотрудников с данным положением. Факт ознакомления должен быть подтвержден их подписями;
● Создать условий для охраны информации. Например, важные документы должны храниться в сейфе, доступ к которому будет иметь ограниченное число лиц.
● Создать перечень лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, и последующий их учет;
● Обозначить всю секретную документации специальным грифом "коммерческая тайна" с указанием обладателя подобной информации. Сделать это можно путем нанесения наклеек с соответствующими надписями на необходимые документы, папки, электронные носители информации;
● Предпринять меры сохранения коммерческой тайны при взаимоотношениях с работниками (включить необходимые положения о коммерческой тайне в трудовой договор) и контрагентами (заключить договор о конфиденциальности с контрагентом либо включить в договор положение об использовании сведений, составляющих коммерческую тайну).
Режим коммерческой тайны будет установлен только после выполнения всех вышеуказанных действий.
Договор о конфиденциальности Коммерческую тайну необходимо охранять не только от сотрудников, но и от партнёров, которые могут получать некоторые данные в процессе сотрудничества.
Для защиты своих интересов организации рекомендуется выполнить следующие действия:
- Заключить отдельный договор о конфиденциальности или включить данные условия в текст основного соглашения. Нужно указать, что именно относится в данном случае к коммерческой тайне, сведения, которые не могут быть разглашены.
- Определить дополнительные условия, такие как период, в течение которого информация подлежит защите, а также прочие особенности.
- Определить ответственность за нарушение условий договора
Важно! До того, как такой договор будет заключен, внутри организации должен быть установлен режим коммерческой тайны! Ответственность за разглашение коммерческой тайны На основании статьи 14 ФЗ-98, нарушение режима коммерческой тайны может повлечь за собой гражданскую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность:
- Дисциплинарная ответственность выражается в применении мер к сотрудникам, которые нарушили условия договора. Им выносится предупреждение, выговор или они увольняются.
- Гражданская ответственность заключается в возмещении убытков, которые понесёт организация в результате распространения защищённой информации. Может применяться как к сотрудникам, так и к контрагентам.
- Административная ответственность применяется на основании статьи 13.14 КоАП РФ.
- Уголовная ответственность применяется на основании статьи 183 УК РФ.
Наказание за то или иное нарушение зависит от его тяжести. Максимальная ответственность возможна при наличии состава преступления и наступлении тяжких последствий. В таком случае предусмотрено наказание до 5 лет принудительных работ или до 7 лет лишения свободы.
Ответственность предусматривается за распространение информации при условии, что виновный знал о том, что сведения носят соответствующий характер.
Режим коммерческой тайны позволяет защитить информацию, отсутствие доступа прочих лиц к которой позволяет увеличить прибыль организации или ИП. Для защиты сведений владелец данных должен выполнить изложенные в статье действия, которые позволят в будущем защитить свои права и взыскать с виновных убытки.