Определение места жительства ребенка

Рассказываем про определение места жительства ребенка. Соглашение родителей или судебный порядок?
При расторжении брака у супругов встаёт вопрос, с кем из родителей будет проживать ребёнок. И часто этот вопрос порождает споры и разногласия. Разрешить их можно двумя путями: 1) заключить соглашение между родителями об определении места жительства ребенка; 2) определить место жительства ребенка через суд в случае, если родителям не удалось достичь компромисса по данному вопросу

Соглашение об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

При раздельном проживании родителей место жительства детей может быть установлено соглашением родителей.

Семейным законодательством специальных требований к форме соглашения не установлено. Вместе с тем, лучше оформить его в письменной форме. Соглашение не требует обязательного нотариального удостоверения.

Соглашение об определении места жительства ребенка может быть заключено как до, так и после расторжения брака.

Необходимо также отметить, что заключение данного соглашения не влияет на права отдельно проживающего родителя. Он так же в полной мере является законным представителем ребёнка.

Определение места жительства детей в судебном порядке

Если супруги не смогли достичь компромисса относительно того, с кем из них будет проживать ребёнок, то вопрос определения места жительства ребенка решается в судебном порядке.

Обращение в суд по данному вопросу происходит посредством подачи искового заявления в районный (городской) суд по месту жительства ответчика.

С иском об определении места жительства детей имеет право обратиться один из родителей. Бабушки, дедушки или другие родственники будут признаны ненадлежащими истцами в случае, если подадут от своего имени иск об определении места жительства ребёнка после развода его родителей.

К исковому заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается истец. Данными документами могут быть: свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака; справки 2-НДФЛ о размере доходов; характеристика с места жительства и места работы, документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости и др.

Вышеуказанные документы прилагаются к иску в виде копий по числу лиц, участвующих в деле. В судебном заседании при себе необходимо иметь оригиналы данных документов.

Государственная пошлина по делам об определении места жительства детей не уплачивается.

При разрешении спора о месте жительства ребёнка, суд, согласно ст.65 Семейного кодекса РФ, учитывает:

— привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам;

— возраст ребенка;

— нравственные и иные личные качества родителей;

— отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком;

— возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (род деятельности каждого из родителей, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей, а также иные факторы).

Стоит учесть, что создать ребёнку комфортные условия для развития и воспитания легче, когда родитель имеет в собственности жилое помещение.
Стеснённые жилищные условия и отсутствие у ребёнка собственного личного пространства не идут ему на пользу. Когда жилье является съёмным, это всегда означает переезды, трудности в посещении детского сада, школы, в получении медицинского лечения. Поэтому, наличие жилья у истца (ответчика) в собственности будет преимуществом при рассмотрении иска об определении места жительства ребенка. Однако стоит отметить, что преимущество одного из родителей в материально-бытовом плане не является решающим при рассмотрении дела.

Главный критерий судебной оценки при рассмотрении дел об определении места жительства детей – интересы ребёнка. Если ребёнок достиг возраста 10-ти лет, то суд обязательно учитывает мнение ребёнка относительно того, с кем из родителей он хочет остаться. Считается, что с этого возраста ребёнок достигает определённого уровня психологических свойств, который позволяет ему сформировать своё объективное видение взаимоотношений с родителями, давать самостоятельную оценку их поступкам, действиям, чертам характера и иным личностным свойствам. Задача суда - установить, не является ли мнение ребёнка следствием воздействия на него одного из родителей, других лиц, осознаёт ли ребёнок собственные интересы при выражении своего мнения, а также как он обосновывает своё мнение. Мнение ребёнка в суде заслушивается при участии педагога .

Следует отметить, что эмоциональная взаимосвязь детей с родителями зависит от их пола и возраста. Эмоциональная связь девочек и мальчиков с мамой значительно отличается от эмоциональной связи с папой. В маленьком возрасте дети больше привязаны к маме. Всё это также учитывает суд при вынесении решения.

Для того чтобы выяснить, насколько хорошие и прочные отношения между родителем и ребёнком, суд обращает внимание на следующие вопросы:

— сколько времени родитель проводил и готов проводить с ребёнком;

— хорошее ли образование и воспитание родитель давал и готов дать ребёнку;

— общий круг интересов родителя и ребёнка;

— способствовал ли родитель появлению у ребёнка интереса к полезным занятиям, например к плаванию или игре на музыкальных инструментах;

— какие хорошие или плохие привычки складываются у ребёнка под влиянием родителя;

— насколько ребёнок рад приходу родителя, тоскует без него, как родитель одевает ребёнка, чем кормит, насколько заботится о его здоровье, как наказывает ребенка за непослушание и т.д.

При рассмотрении дел данной категории суд в качестве лица, участвующего в деле, привлекает орган опеки и попечительства, который представляет в суд акт обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка.

Кроме того, суд может назначить экспертизу для определения внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребёнка с каждым из родителей. К таким экспертизам относят судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные. Эти экспертизы исследуют привязанность ребёнка к каждому из родителей, выявляют психологические особенности каждого из родителей и ребенка. Но, как показывает практика, суды достаточно редко назначают подобного рода экспертизы.

Разбирательство дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Сторонам дела недостаточно лишь изложить свою позицию в суде.
Все высказывания в суде должны быть мотивированными и подтверждаться доказательствами. К примеру, если истец заявляет, что постоянно ходит на родительские собрания, то он должен подтвердить это свидетельскими показаниями учителей.

В делах данной категории очень целесообразно использовании такого доказательства, как показания свидетелей. Свидетелей может быть несколько, законодательством не установлено максимальное количество свидетелей. Ими могут быть любые лица, в том числе родственники, знакомые, соседи. К примеру, в делах данной категории привлечь в качестве свидетеля можно воспитателя детского сада, куда ходит ребёнок, классного руководителя.

Особенно важной информацией в показаниях свидетеля будут следующие обстоятельства:

— ухожен ли ребёнок, как одет, накормлен ли;

— адекватно ли ребёнок реагирует на просьбы, замечания взрослых;

— легко ли ребёнок идет на контакт с воспитателями, со сверстниками;

— оба ли родителя принимают участие в воспитании ребенка;

— кто из родителей посещает родительские собрания;

— как родители откликаются на просьбы и поручения воспитателей;

— какова успеваемость ребёнка.

На основании свидетельских показаний суд может сделать вывод о том, кто из родителей принимает большее участие в жизни ребенка.

Необходимо использовать так же и письменные доказательства. К примеру, это могут быть выписки из истории развития ребёнка, справки адресно-справочного бюро, справки из школы об успеваемости ребёнка, справки из детского сада, справки из УМВД с места жительства (сведения о наличии судимости у другого родителя, о привлечении его к административной ответственности), характеристики с места работы, различные благодарственные письма и т.п. Эти документы позволят дать характеристику личности каждого из родителей. Главная задача истца (ответчика)– показать свои положительные стороны.

Подводя итог вышесказанному, можно обобщить обстоятельства, подлежащие доказыванию каждым из родителей. Итак, родитель должен доказать, что:

— Он имеет возможность создать ребёнку необходимые условия для воспитания и развития, что у него есть необходимые жилищные условия, достаточный заработок, есть вся необходимая мебель и вещи для детей;

— Он способен и может заниматься воспитанием ребенка;

— Нравственные и личные качества родителя позволяют ему заниматься воспитанием ребёнка, уделять время его физическому и нравственному развитию;

— Отношения между родителем и ребёнком, хорошие, родитель принимает меры по содержанию ребёнка, учитывает его интересы;

— Ребёнок привязан к нему и хочет проживать с ним;

— Другой родитель не может обеспечить достойных условий проживания и воспитания ребёнка.

Говоря о судебной практике по делам об определении места жительства детей, стоит сказать, что суды чаще оставляют детей с мамой. Считается, что чем младше ребёнок, тем больше он привязан к маме. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей. Таким образом, законом установлено равенство прав родителей в отношении ребенка.

Дата публикации 20 марта/ 2017
Указанная статья носит информационный характер и не является консультацией специалиста
Изложенные в статье сведения актуальны на момент публикации

При копировании ссылка на сайт stukolov.ru обязательна

По всем вопросам Вы можете связаться с адвокатом
любым удобным способом


Телефон: 8 (812) 992 42 08
E-mail: a-stukolov@mail.ru

Соцсети: Facebook | ВКонтакте |

Made on
Tilda